Шолохов Михаил Александрович

«Мы приходим в мир Михаила Шолохова, и каждый из нас, пребывая в нём,
обязательно становится добрее, чище и лучше.»

Закруткин В. А.

Новости

13 июля 2019

Как создавалась «Судьба человека»

В этом году исполнилось 60 лет одному из самых лучших фильмов о Великой Отечественной войне.

У миллионов советских людей, раскрывших 31 декабря 1956 года газету «Правда», вызвала недоумение публикация первой части  нового рассказа Шолохова «Судьба человека», а назавтра – 1 января 1957 года –  его окончания. Может, само прочтение и откладывали до «после праздника», но уже то, что появилось новое творение  Шолохова, было радостным событием и для людей, далеких от литературоведения.

На экскурсии по дому-усадьбе Шолохова вам расскажут о том, как весной 1946 года писатель, собравшись на охоту, встретил на берегу Еланки мужчину с мальчонкой. Разговорились. История случайного знакомого  зацепила Шолохова. Через десять лет Шолохов написал на ее основе свой знаменитый рассказ.

Федор Шахмагонов  в то время работал у Шолохова помощником. Годы спустя он вспоминал, что толчком к работе стало знакомство Михаила Александровича с рассказом Хемингуэя «Старик  и море», опубликованным в том же 1956 году в журнале «Иностранная литература». На примере жизни  простого советского человека Андрея Соколова, который прошел через ад немецкого плена, потерял на войне всю семью, Шолохов словно давал свой ответ на поставленный заокеанским коллегой вопрос о том, что помогает человеку переносить самые тяжелые испытания, ради чего стоит жить.

Прочитав «Судьбу человека», Сергей Бондарчук, который никогда прежде не снимал фильмы, загорелся желанием экранизировать этот рассказ и сыграть в нем главную роль. Федор Шахмагонов стал одним из соавторов сценария.

Добро на съемки фильма «Судьба человека» худсовет «Мосфильма» дал в самом конце 1957 года. Бывший фронтовик Сергей Бондарчук к тому времени был известным артистом, лауреатом Сталинской премии и, больше того, самым молодым народным артистом СССР!  (Это звание он получил в 32 года, и никто за всю историю советского кино не побил его возрастной рекорд).

Бондарчук вспоминал, что его кандидатура как режиссера  «Судьбы человека» у самого Шолохова не вызвала вопросов или сомнений. Но вот Сергея Бондарчука как исполнителя роли Андрея Соколова Шолохов, похоже, воспринял не сразу. Он долго, по словам Бондарчука, рассматривал его руки и сказал, что руки-то у Соколова, который полжизни провел за баранкой,  другие…

Однако когда Бондарчук уже в одежде Соколова, в образе вновь пришел к Шолохову, это было такое перевоплощение, что писатель даже не сразу узнал своего недавнего собеседника.

Большинство литературоведов все же склоняются к тому, что образ Андрея Соколова у Шолохова все-таки собирательный, а в число прототипов  включают  Героя Советского Союза летчика Дольникова. В плену он назвался… Соколовым! Как и Соколов у Шолохова, выпил в присутствии решивших посмеяться над ним немцев три стакана водки «За победу!», а от вражеской закуски отказался. Так же, как Соколов, Дольников из плена бежал.

Роль Андрея Соколова стала не только вехой в творчестве Сергея Бондарчука, но и одной из самых больших удач советского кино в изображении простого человека на войне.

Роль Ирины – жены Андрея Соколова, которую  он крепко любил, сыграла в этой экранизации Зинаида Кириенко.

На эту роль  выбрал Кириенко сам Шолохов.

А вышло так, что в тот момент в Вёшенскую, не сговариваясь, приехали представители двух съемочных групп.  Режиссер Сергей Герасимов (а с ним и Кириенко) прибыл, чтобы показать третью серию «Тихого Дона». В этой экранизации актриса играла Наталью, нелюбимую жену Григория Мелехова.  А режиссер Бондарчук вместе со своим оператором присматривал в окрестностях станицы натуру для съемок «Судьбы человека».

Шолохов их всех позвал в гости, а во время застолья поинтересовался у Бондарчука, нашел ли тот Ирину. Бондарчук ответил, что есть у него  одна актриса на примете, но окончательно в своем решении он не утвердился, поскольку найти такую женщину, которая бы подошла под описание Ирины в рассказе, непросто.

– Так чего тебе искать-то, – сказал Шолохов. – Вот она сидит.
И – показал на Зинаиду Кириенко. Это оказалось равносильным утверждению на роль худсоветом «Мосфильма». Причем без проб.
Зинаида Кириенко вспоминала, что большое смущение у нее, режиссера и оператора вызвала та сцена, где Ирина впервые кормит грудью ребенка. Причем у мужчин едва ли не большее, чем у нее. Советское кино было в те годы  целомудренным, обнаженное тело появлялось в кадре только в каких-то исключительных случаях.

Режиссер и оператор во время этих съемок вели себя настолько деликатно, что Кириенко в какой-то момент почувствовала себя… Мадонной с младенцем!

А перед  той сценой, когда Андрей уходил на войну и Ирина прощалась с ним на вокзале, не хотела его отпускать, предчувствуя, что никогда уже не увидит, Бондарчук неожиданно посоветовал актрисе разбудить в себе… Наталью из «Тихого Дона»: «Вспомни, как ты Григория неистово проклинала, давай в той же степени».

Самый пронзительный эпизод этого фильма – обретение сиротой Ванюшкой отца. Когда Андрей Соколов, крутя свою вечную баранку, решает назваться его отцом, а Ванюшка бросается ему на шею с криком:

– Папка, родненький, я знал, что ты меня найдешь!

Роль Ванюшки сыграл пятилетний Павлик Борискин (после развода родителей у него поменялась фамилия, и он стал Полуниным).

Павлику Борискину прочили большое кинематографическое будущее, но роль Ванюшки оказалась единственной его удачей. Она состоялась благодаря таланту Бондарчука-режиссера. Кинематографический период  завершились для Павлика вместе с его детством.

Награды
По версии журнала «Советский экран», экранизация «Судьбы человека» стала лучшим фильмом 1959 года. В прокате она заняла пятое место, собрав 39 миллионов зрителей.

«Судьба человека» получила Гран-при Московского международного кинофестиваля, завоевала призы на нескольких фестивалях за рубежом.

Но, наверно, самой большой наградой для создателей картины стала реакция на фильм Шолохова. Перед всесоюзной премьерой «Судьбу человека» повезли в Вёшенскую. Шолохов смотрел и, смущаясь своих эмоций, смахивал с глаз слезы.

Источник: Подробнее смотри: Каминская М. Как создавалась «Судьба человека» // Наше время. 2019. 21 июня. С. 12.
← вернуться