24 марта 2025
КАК КАЗАКИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ «ХОЛОДИЛЬНИКАМИ БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА». ИЗ ИСТОРИИ ЛЕДНИКОВ
При обустройстве традиционного казачьего подворья жители Верхнего Дона строили в первую очередь, как и положено, жилые и хозяйственные помещения, а с конца XIX века обзаводились ещё и такими сооружениями, как ледник. В них в тёплое время года хранили скоропортящиеся продукты. Что он из себя представлял – расскажем ниже.
Люди старшего поколения на вопрос о том, насколько были распространены ледники в наших хуторах и станицах, отвечают по-разному. Одни утверждают, что эти постройки не были редкостью. Другие считают, что широкого распространения эти «хранители холода» не имели.
Вполне логично предположить, что ледники оборудовали у себя семьи с хорошим достатком, которые могли самостоятельно не только построить само сооружение, но и поддерживать его в должном состоянии. Большие казачьи семьи, численностью до 10-13 человек, содержавшие крепкое хозяйство, имели и потребность в заготовке и хранении значительного количества продуктов. Не отставали, конечно, и те, кто мог нанять рабочую силу со стороны.
В.С. Батальщиков (1968 г.р.), житель станицы Еланской, знает историю своих предков до пятого колена. Его прапрадед С.Р. Луценков содержал в станице Еланской скобяную и продуктовую лавки. Семён Руфович и его брат были хорошими столярами, людьми мастеровыми. Могли за один сезон и два дома деревянных «срубить», а также изготавливали на заказ горки, комоды, большие и малые сундуки, венские стулья. Дом в Еланской сохранился до нашего времени. На подворье раньше был ледник, который в жару «помогал» многочисленной семье из 10 человек. Он имел круглую форму и раскладывать продукты вкруговую было сподручнее, чем в квадратном леднике. Диаметр ледника был около 4-х метров, глубина – примерно такая же. В леднике имелись две лестницы. Одна из них служила пришедшему для спуска и подъёма наверх. Вторая была опорой для передвижения по поверхности ледяного настила. В леднике в деревянных бочках разных размеров хранили птичий жир, топлёное молоко, мочёные яблоки, арбузы, виноградное вино и другие продукты. Семья работала от зари до зари, держала крепкое хозяйство: 10-12 коров, большое количество птицы, выращивали сады и виноградники, сажали бахчи.
В советский период количество ледников в частных хозяйствах уменьшилось. Но в колхозах, там, где были необходимы рыбцеха и сепараторные пункты, они оставались в работе ещё долгое время. О Елани послевоенной И.П. Гаранин (1939 г.р.), житель ст. Вёшенской, рассказывал: «В 1946-1947 годах я вместе с мамой ездил в станицу на сепараторный пункт для сдачи молока. Это был двухэтажный дом, который стоял неподалёку от базарной площади. Рядом располагался ледник, где хранили молочные продукты. В нём было очень холодно. Приёмщица угостила меня сливками. Эти полкружки в послевоенные голодные годы я запомнил на всю жизнь». Старожилы-еланцы подтвердили наличие такого пункта в станице и даже вспомнили, что в эти годы заведующей приёмным пунктом работала А.Д. Кошелева, 1905 года рождения.
С улыбкой вспоминает жительница х. Малаховского Боковского района о детском озорстве своей мамы: «Семья была большая, делали много заготовок впрок. Один раз бабушка зашла в ледник и обнаружила таинственную пропажу продуктов. Она только разводила руками от недоумения. Замок на сарае был цел. Оказывается, старшие дети подговорили младшую сделать вылазку в ледник. Худенькая девчушка без труда пролезла через узкое окошко сарая, который находился над небольшим ледником. Вкусными заготовками лакомилась вся ребятня».
Возведение и содержание ледника было делом не простым, трудоёмким. Об этом в своих заметках старожил ст. Вёшенской А.С. Зубков (1931 г.р.) писал: «Если уровень подземных вод находился ниже двух метров, то копали котлован. Дно ледника засыпали крупнозернистым песком. Он служил дренажом, и при таянии льда вода равномерно распределялась по периметру площадки. «Колодец» для льда выкладывали камнем, он выходил над уровнем земли до самого перекрытия кровли. Потолка над котлованом не было. Как правило, ледник крыли камышом, в крайнем случае соломой. Вход был оборудован двойной дверью, образующую как бы небольшой тамбур. Котлован забивали колотым льдом и снегом. Сверху засыпали опилками или (чаще) укрывали соломой, чтобы летний зной не растопил лёд, на который и ставили молоко, квас, фрукты и другие продукты».
Общественные ледники обустраивались проще. Так, А.М. Антамонов (1956 г.р.), уроженец хутора Рогожкина Боковского района поделился своими воспоминаниями: «Рядом с сепараторным пунктом, метрах в тридцати, находился ледник. Это была яма размером (20 Х 8 Х 3 метра). Дно, стены и верхний слой ледника покрывали толстым слоем соломы. По мере необходимости, ледяной участок освобождали от соломы, лёд разбивали и отправляли в бетонированные чаны с водой, где происходило охлаждение переработанных сливок».
Из рассказов старожилов узнаём, что при заготовке льда на водоёмах требовались большие физические усилия, опыт и сноровка. При этом использовались различные подручные инструменты. Каждый «заготовитель» приспосабливал их «под себя». С помощью топора, лома, а также пешни (лом для изготовления прорубей c деревянной ручкой, на которой крепилась верёвочная или кожаная петля для удержания инструмента) во льду прорубалась лунка или желоб. Вырубка могла проводиться не только с использованием ударно-рычажных и рубящих инструментов, но и с помощью пилы, на одну сторону которой – нижнюю – крепили груз, выполнявший роль противовеса. Из воды лёд доставали баграми и другими приспособлениями и перевозили на лошадях, запряжённых в сани.
С приходом техники механизированные процессы добычи льда ускорились. В вырубленных глыбах льда пробивалось отверстие, в которое вставляли трос. С помощью трактора вытягивали лёд на берег и разбивали на кубы более или менее правильной формы. Грузили и отправляли в совхозные ледники, где равномерно распределяли в ряды. Чем толще и прочнее был лёд, тем продолжительность его использования увеличивалась. Хорошо укрытый соломой, он мог храниться от зимы до осени.
Вышедшие из обихода ледники за ненадобностью были разрушены и засыпаны землёй. Сейчас разыскать их месторасположение не представляется возможным. Таким образом, воспоминания жителей верхнедонских хуторов и станиц позволяют больше узнать о «холодильнике без электричества» – леднике – подсобном сооружении донских казаков в былые времена.
|