20 июня 2025
ИЗ ИСТОРИИ ВЁШЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА ИМЕНИ М.А. ШОЛОХОВА: ВОЕННЫЕ СТРАНИЦЫ
На протяжении многих лет преподаватели и учащиеся Вёшенского педагогического колледжа имени М.А. Шолохова собирали материалы по истории образования и становления учебного заведения. В 1980-е годы краеведческая работа велась под руководством учителя истории Л.Я. Ушаковой. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, переписка с земляками-вёшенцами, закончившими учебное заведение, экскурсии по шолоховским местам, другие направления работы позволили восстановить как трудовые, так и военные подвиги преподавателей и учащихся в тяжёлое для страны время.
Газета «Большевистский Дон» от 20 июня 1941 года под заголовком «Привет новому отряду бойцов культурного фронта» посвящает материал девятому выпуску Вёшенского педагогического училища. Готовился торжественный вечер, и никто не знал, что многие выпускники не сразу станут школьными учителями, а пойдут защищать Родину. В 1942 году фашисты – немцы, румыны, итальянцы – подошли к Дону, заняли правобережье. Около шести месяцев станица была на прифронтовом положении. Училище было эвакуировано и временно прекратило работу, а в здании учебного корпуса разместился госпиталь.
Сотни станичников, а вместе с ними большинство преподавателей и выпускников Вёшенского педагогического училища им. А.М. Горького (тогда оно так называлось. - авт.) ушли на фронт. Среди них директор училища Владимир Александрович Шолохов, преподаватель физкультуры и военного дела Виктор Лукич Гулага, преподаватель географии Павел Александрович Жданов и многие другие. Всего в Великой Отечественной войне участвовало 255 выпускников, 26 из них не вернулись.
О нелёгком жизненном пути наших героев в военные и послевоенные годы поведали воспоминания очевидцев. «На второй день войны уходит на фронт добровольцем Виктор Лукич Гулага. Он попал в одно из стрелковых подразделений Южного фронта, участвовал в боях под Таганрогом. Вместе с моряками его воинская часть сдерживала немецкие танки. 10 декабря 1941 года он получил сквозное пулевое ранение позвоночника. Долгое время лечился в госпиталях. Тяжелое ранение приковало Виктора Лукича к постели на 18 лет. Но он остался членом партийной организации педучилища, руководил политкружком, был агитатором в десятидворке и слушатели собирались у него дома. Много писал, воспитывал 3-х детей. Был замечательным человеком и педагогом. Для многих в жизни он был примером».
В краеведческих материалах учебного заведения сохранились отдельные записи об учителях Евдокии Павловне Грицуковой и Анне Семеновне Кулаковой. Евдокия Павловна закончила перед войной педучилище, работала в Большенаполовской школе учительницей, а Анна Семёновна Кулакова – директором. Девушки наладили связь с местными партизанами. Собирали и передавали им данные о численности и расположении немецких войск, повреждали линии немецкой связи и распространяли листовки. Они были схвачены фашистами, их допрашивали, пытали и расстреляли 19 декабря 1942 года, за несколько часов до прихода советских войск.
Не только преподаватели педагогического училища, но и его ученики приближали победу, мечтая о доме и мире. Выпускник педучилища, колундаевский мальчик Николай Попов, ушёл на фронт в неполные 17 лет бойцом 5-го Донского гвардейского кавалерийского корпуса. В одном из его последних писем читаем: «Мое грозное оружие – ручной пулемет, словно поливал их свинцовым дождем…» В хуторе Колундаевском на обелиске, в списках погибших значится и Николай Попов.
Во время войны лучшие выпускники педучилища назначались заведующими и директорами школ, другие справлялись с работой в старших классах. Об этих годах учительница Прасковья Ивановна Кузнецова вспоминает так: «На основании рекомендации педсовета мы, выпускницы 1942 г., сразу после выпуска пошли помогать колхозам в уборке урожая и работали в животноводстве. Я работала в колхозе им. Молотова в х. Вязовском. Нас привлекали рыть окопы, стирать белье и на другие работы. А как только отбросили немцев от Дона, стала работать в школе. На селе в те годы учитель вел всю работу: были агитаторами, организаторами художественной самодеятельности, собирали с детьми и отправляли на фронт посылки, писали письма».
В летописи педколледжа есть и подробные сведения о выпускнице педагогического училища Александре Виссарионовне Вакуленко, которая закончила его в 1941 году. В 1942 году попала на фронт, с боями прошла от Ростова до Одессы, где получила тяжелое ранение ног. Несмотря на то, что приходилось передвигаться на костылях, Александра Виссарионовна не изменила своей профессии – пошла работать в школу. Заочно закончила пединститут. Проработала 29 лет. С особым волнением она вспоминает, как любила быть вместе с детьми и ходила с ними даже на сбор металлолома. Шел 1953 год. В эту зиму выпало много снега, и Александра Виссарионовна утром поняла, что в школу ей не пройти. Но вошли ребятишки, оказывается, они пришли пораньше в школу и расчистили дорожку от школы до дома учительницы. «Какую специальность можно сравнить с учительской, – рассуждает Александра Виссарионовна, – без учителя нет ни агронома, ни врача, ни академика, да и вообще грамотного человека. Мне нравилось, что учитель учит и учится сам всю жизнь, иначе он не может быть учителем».
Бережно сохранённые военные страницы истории Вёшенского педагогического колледжа стали живым напоминанием о подвиге тех преподавателей и учащихся, которые вместе со страной преодолели все тяготы и лишения, одержали Великую Победу и тем самым отстояли свободу и независимость нашей Родины.
|